Теперь оно у меня есть (я знаю, что я ненормальная по части книг). Сижу, читаю потихоньку. Хотя нет, потихоньку не получается, хочется, не больше не меньше, с миром делиться. Так что, други мои, боюсь, что вас ожидает периодическое, но не частое, вываливание сюда некоторых кейсов. Вот сегодня, например...
Описание клинического случая – менингит.
Студент колледжа с измененным психическим статусом.
Amy Mathers, W.Michael Scheld
Описание случая.
Студент колледжа мужского пола, 21 г, поступил в отделение неотложной помощи с внезапным повышением температуры и нарушением сознания. До момента госпитализации он жаловался на не острую головную боль и тошноту, но спустя шесть часов его сосед по комнате обнаружил его в возбужденном и неадекватном состоянии. В отделение неотложной помощи пациент был доставлен с фебрильной лихорадкой, гипотензией и ригидностью затылочных мышц. Он был неконтактен, апатичен и был интубирован для проведения дыхательной поддержки. Немедленно был взят анализ на культуру крови и назначен ванкомицин и цефтриаксон. В цереброспинальной жидкости обнаружены многочисленные лейкоциты (20894 лейкоцитов/мл, 71% нейтрофилов), низкое содержание глюкозы (< 1 мг/дл), и грамм-негативные диплококки при окраске по Граму.
Гипотензивное состояние было скоррегировано внутривенным введением растворов, на что пациент ответил восстановлением сознания, что не потребовало введения вазопрессоров. Через 48 часов пациент был экстубирован и чувствовал, что вернулся к нормальному состоянию здоровья. У него не появлялась сыпь, он отрицал наличие в дальнейшем головной боли и был выписан из стационара без очагового неврологического дефицита.
В культуре крови была обнаружена Neisseria meningitidis серотипа Y, по поводу которой пациент получил 14-дневный курс внутривенного цефтриаксона.
За два года до поступления в стационар, пациент получил неконъюгированную менингококковую вакцину после выявления не типированной N.meningitidis при септическом артрите левого коленного сустава.
Проведенная диагностика в течение госпитализации выявила уровень общего комплемента (СН 50) 8 ЕД/мл (нормальный уровень 101 – 300 ЕД/мл), уровень комплемента С7 6 ЕД/мл (при норме 36 – 60 ЕД/мл) и нормальный уровень С3, С4, С6 и С8.
Обсуждение: Менингит, вызванный Neisseria meningitidis
Каждый год в США фиксируется приблизительно 1400 – 2800 случаев менингококковых заболеваний, частота в популяции составляет 0,5 – 1,1/100 000. N.meningitidis колонизирует слизистую поверхность носоглотки человека, а также передается через непосредственный контакт с крупными каплями респераторного секрета как от больного, так и от бессимптомного носителя. Уровень летальности для менингококковых заболеваний в США составляет 10 – 14%, несмотря на небольшую антибиотикорезистентности и высокую доступность антибиотиков и поддерживающей терапии. Выжившие пациенты часто имеют серьезные неврологические осложнения или потерю конечностей. В течение 1991 – 2002 гг высочайший уровень менингококковых заболеваний (9,2/ 100 000) наблюдался среди младенцев младше одного года; уровень среди лиц 11 – 19 лет (1,2/100 000) также был выше чем в общей популяции.
Уровень среди студентов колледжей соответствует уровню в общей популяции; однако, проживание в общежитиях увеличивает риск среди студентов колледжей по сравнению со студентами, проживающими вне кампуса.
В США более чем 98% случаев менингококковых заболеваний спорадические, но может быть тенденция к появлению вспышек. Серотипы В, С и Y выявляются в большинстве случаев менингококковых заболеваний в США, каждый из которых является причиной 1/3 случаев. Серотип В доминирует среди младенцев, тогда как 75% пациентов 11 лет и старше - серотип С и Y или W-135. Эта эпидемиология является мутирующей и новые типы вакцин могут оказать влияние на не вакцинированные типы.
Заболевание у пациентов в дефицитом комплемента.
Пациенты с поздним дефицитом комплемента (С5 – 9) имеют существенно более высокий риск инвазии N.meningitidis (57% или 0,0072% нормальных реципиентов). Так же было продемонстрировано, что у 5 – 10% пациентов с менингококковой инвазией имеется дефицит комплемента, но этот процент варьируется и зависит от эндемичности менингококковой заболеваемости. N.meningitidis наиболее общий возбудитель у пациентов с поздним дефицитом комплемента, они не увеличивают риск инфекций, связанных с Haemophilus influenza или Streptococcus pneumonia. В сравнении с нормальными реципиентами, пациенты с поздним дефицитом комплемента в среднем позже по жизни заболевают менингококковыми заболеваниями и, как правило, заболевание течет без серьезных проявлений. Это также проявляется в быстром и полном восстановлении этой категории пациентов, что является несколько не типичным для менингококкового менингита. Одно исследование с 276 пациентами продемонстрировало 1,5% летальностиу пациентов с поздним дефицитом комплемента и инфекцией, вызванной N.meningitidis, в сравнении с 19% в общей популяции. Дефицит С7 комплемента имеет тенденцию проявляться у белого населения, хотя эти пациенты встречаются и среди афро-американцев. Как продемонстрировано в этом случае, у пациентов с поздним дефицитом комплемента имеется риск рецидива менингококковой инфекции (41% частоты рецидивов против 0,34% риска рецидивов у нормальных индивидов)
Интервал вакцинации для пациентов с дефицитом комплемента (LCCD)
Высокий риск и риск рецидивов инвазии N.meningitidis у пациентов с дефицитом комплемента гарантирует вакцинация против менингококковых заболеваний в этой группе. До недавнего времени эти данные были доступны только для группы LCCD пациентов с полисахаридной вакциной (серотип А, С,Y и W-135). В исследовании из России, шесть новых эпизодов менингококковой инфекции развились в группе из 31 вакцинированного (19%); шесть эпизодов у шести пациентов наступили в те же сроки в группе, прошедшей вакцинацию, что и в группе из 14 LCCD не вакцинированных пациентов (14%).
Хотя нет ни одного крупного исследования у пациентов с поздним дефицитом комплемента, получение ими разработанных в последнее время конъюгированных вакцин (полисахаридный конъюгированный дифтерийный анатоксин, Menactra, группы A,C,Y и W-135), обнаруживают большее количество антител в сыворотке, чем при использовании полисахаридной вакцины. На основе мнения экспертов и данных реакции антител, Консультативный Комитет по Иммунизационной Практике (ACIP) рекомендует конъюгированную вакцину всем пациентам с поздним дефицитом комплемента. Текущие рекомендации у LCCD пациентов рекомендуют ревакцинацию каждые 5 лет. Так же нет убедительных данных за антибиотикопрофилактику у LCCD пациентов.
Слушайте, я вот не в курсе, ибо не в инфекционке работаю, а у нас такими высокими материями вообще озадачиваются?