Мультик:
В процессе применения пенициллинов бактерии достаточно быстро (эволюция у них несопоставимо быстрее чем у нас происходит) научились синтезировать бета-лактамазы.Крупная зеленая штука, появившаяся перед уже известной нам транспептидазой - это бета-лактамаза, конкретно пенициллиназа. Она начинает активно конкурировать за пенициллин за счет более близкого сродства к его молекуле, имеет идентичный активный центр с тем же сериновым участком, к которому прикрепляется молекула пенициллина. С одним, но самым важным но... об этот самый активный центр бета-лактамное кольцо разламывается и действие антибиотика становится невозможным. Именно этот процесс изображен в этом мультике.
Что в итоге получаем? Пенициллин разбивается о бета-лактамазу, тогда как на заднем фоне продолжает сшиваться пептидогликан для постройки клеточной стенки.
Нет, этот механизм не преодолевается путем увеличения дозировки, так как бета-лактамазы являются идеальными ферментами с максимально возможными концентрациями в клетке и какую бы дозу препарата вы не закачали, он будет разрушен бета-лактамазами, а то, что не разрушится сразу - не обеспечит бактерицидной дозы. Именно этот механизм преодалевается с применением ингибиторов-бета-лактамаз - например клавулановой кислоты. Но и к ней бактерии придумали защиту - бета-лактамазу расширенного спектра, которая гасит не только ингибитор, но и всю группу цефалоспоринов. А в ответ на появление карбапенемов микробы смогли синтезировать металло-бета-лактамазы, первой стала NDM-1, клебсиелла с которой получила название супербактерии - абсолютной убийцы, ибо она рушит все до одного антибиотика.